школа

школьная успеваемость: советы родителям простыми словами

Большинство родителей переживают по поводу школьной успеваемости своих детей, так как знают насколько хорошее образование важно для достижения успеха в взрослой жизни. Но преимущества успехов в школе также могут сказаться, и раньше-учеба помогает уберечь детей от беды. Многие исследования доказывают, что именно те дети раннего подросткового возраста, которые плохо учатся, подвергаются большей опасности раннего вступления в сексуальные отношения, у них есть риск забеременеть и родить ребенка, они чаще злоупотребляют наркотиками и алкоголем.

школьная успеваемость: знакомимся с исследованиями

Американские исследователи провели в стране исследования и по результатам которых были сделаны тревожные выводы о снижении успеваемости учащихся. Национальная оценка прогресса в образовании, более известная как табель успеваемости, выявила далеко не блестящие успехи в учебе детей.

С 1970-х годов 13-летние дети не прибавили или весьма незначительно улучшили оценки по чтению, письму, математике или естественным наукам, которые и до этого были неприемлемо низкими. В 1994 году всего одна треть восьмиклассников показали надлежащую или близкую к ней способность читать. И только 20 процентов 13-летних детей могут писать сочинения в соответствии с требованиями.

По сравнению с детьми в промышленно развитых странах Европы и Азии, американские школьники плохо успевают по всем предметам, но в особенности по математике и естественным наукам. Эксперты предупреждают, что обучение в школе не успевает за все возрастающими требованиями нашего технически ориентированного общества.

Команда исследователей потратила десять лет, изучая причины такого спада успеваемости. Хотя данные относятся к учащимся старших классов, результаты дают информацию о том, что могут сделать родители, чтобы помочь учащимся средних классов стать более успешными в учебе.

Лари Штейнберг изложил свои выводы в работе «За пределами классной комнаты» где описывает отношения подростков к школе следующим образом:

«Ясно, что для большей части учащихся школа является местом встреч, куда они отправляются, чтобы повидаться с друзьями. На этой замечательной вечеринке уроки-это просто недоразумение, которое приходится терпеть, и слишком часто отвлекающее от оживленного общения в течении дня».

Исследовательская группа Штейнберга изучила 20 000 учащихся из девяти «обычных» государственных средних школ в разных частях страны, чтобы определить, почему школьники проявляют все меньше заинтересованности и мотивации к учебе.

Выяснилось, что участие родителей оказывает огромное влияние на отношение учеников к школе и оценкам и что к старшим классам большинство родителей совсем не следят за обучением детей:

«Более половины всех школьников говорят, что могли бы приносить домой тройки и двойки, не особенно расстроив родителей… Почти треть школьников утверждают, что родители не имеют понятия, как они учатся… Всего одна пятая часть родителей тщательно следят за школьной программой… лишь каждый третий родитель регулярно посещает школьные мероприятия с участием своих детей, такие как спортивные мероприятия или спектакли».

Это далеко не первое исследование, показавшее, что участие родителей в школьных делах детей катастрофически сокращается, как только ребенок заканчивает начальные классы. Родители ошибочно полагают, что, успешно проведя детей через начальные классы, можно расслабиться и превратиться в сторонних наблюдателей. Частично это объясняется тем, что с переходом детей в средние классы родители довольно смутно представляют себе, в чем должна состоять их роль. Родители начинают устраняться, поскольку считают, что дети раннего подросткового возраста должны проявлять больше ответственности в учебе. Многие считают, что импульс, которые они передали детям во время учебы в начальных классах, будет сохраняться. Ничто не может быть дальше от истинного положения дел.

Подростки, родители которых продолжают заниматься с детьми в средних и старших классах, учатся лучше. Организм подростков отрицает ньютоновские законы движения-прогресс в начальной школе совсем не обязательно означает, что он будет продолжаться в средних и старших классах, особенно когда ребенок сталкивается с серьезными проблемами ранней юности.

Здесь как раз и выходит на первый план окружение сверстников-еще один мощный фактор влияния на учебу, изучавшийся в этом исследовании. В средних и старших классах власть сверстников крепнет. Окружение влияет на то, насколько подросток будет увлечен учебой и сколько усилий будет вкладывать в занятия. Родители самоустраняются как раз в то время, когда влияние сверстников на детей младшего подросткового возраста максимально. Хотя не всякое влияние негативно, но согласно данному исследованию, большая часть подростковых компаний оказывает пагубное влияние на отношение подростков к учебе. В подростковых группировках устанавливаются негласные правила, которым должны следовать все ее члены. В некоторых группировках высокие достижения в учебе могут поддерживаться и действительно усиливаться. Почти в каждой школе есть группировка тех, кто с «мозгами». Но эти подростки, как правило, составляют довольно небольшую часть учащихся-всего пять процентов. По другую сторону спектра «наркоманы» с абсолютно антишкольными установками. Основная часть учеников входит в группировки, находящиеся между двумя этими крайностями. Но большая часть участников этих промежуточных группировок в отношении учебы демонстрируют желание держаться на грани-то есть делать не более того, что необходимо, чтобы переходит из класса в класс. Фактически некоторые из этих группировок передают более коварный подтекст-смотри, не перестарайся. Штейнберг обнаружил, что «каждый шестой ученик намеренно скрывает свой интеллект и заинтересованность в более успешной учебе на уроках, потому что волнуется, что могут подумать его товарищи».

Каждый пятый школьник заявляет, что друзья высмеивают тех, кто хорошо учится. Дети раннего подросткового возраста чрезвычайно чувствительны к мнению своих друзей и переживают по этому поводу.

Трудно стремиться к совершенству, когда тебя принуждают быть посредственностью.

Что могут сделать родители?

Ответ очевиден. Участвовать! При прочих равных условиях академическая успеваемость увеличивается, когда родители вовлечены в образование детей. Заинтересованные родители дают понять детям, что школа нужна. Однако некоторые родители с благими намерениями невольно посылают прямо противоположное сообщение.

пример из жизни

Дочь Светы, Лена, была чемпионкой района по гимнастике; у нее была коллекция медалей, свидетельствовавших о ее достижениях. Но Света разрешила своей дочери не ходит в школу по пятницам, так как им нужно было ездить на сборы по гимнастике. Они возвращались поздно вечером в воскресение, и зачастую Лена настолько уставала, что в понедельник утром не могла встать в школу. Света поощряла спортивные успехи Лены, явно дававшие ей чувство удовлетворения и успешности. Но в то же время она демонстрировала, что школа может оставаться на втором плане. Учеба определенно не входила в число приоритетов этой семьи. Родители дают понять именно это, когда забирают детей из школы на плановое посещение врача или дантиста, когда отправляются в отпуск во время учебы или берут с собой по магазинам ребенка, болевшего с утра и волшебным образом выздоровевшего к полудню.

Детям раннего подросткового возраста необходимо слышать от родителей на словах и видеть на деле, что школа превыше всего, что главной работой подростка является учеба и что он должен делать всё возможное для достижения наилучших результатов в школе.  

Родители могут включиться и активно участвовать в учебе ребенка в средних классах школы множеством способов.

Присутствуйте в школе физически. Посещайте школьные собрания-встречи родителей с учителями, внеклассные мероприятия, такие как спортивные соревнования с участием ребенка, репетиции, спектакли учащихся. Предложите свои услуги родительскому комитету. Вызовитесь сопровождать группу детей во время экскурсии или на дискотеке. Если вы обладаете особыми талантами в том, что изучают ваши дети, поделитесь ими. Вячеслав-офтальмолог и заслужил вечную благодарность своего сына, помогая на уроке анатомии. Не каждому, как этому отцу, дано заслужить завидный комментарий «О. круто!», но у многих родителей есть другие способности, которые ученики средних классов способны оценить. Познакомьтесь и поговорите с учителями своего ребенка, когда будете в школе. Инициатива такого рода будет добрым знаком не только для ваших детей, но и для учителей. Это конкретное свидетельство того, что вы заинтересованный родитель и на вас можно рассчитывать в случае необходимости. Ваше присутствие также является напоминанием, что вы жизненно важный член школьной команды, всегда готовый прийти ребенку на помощь.

Помогите ребенку с выбором факультативных предметов. Детям раннего подросткового возраста впервые приходится выбирать предметы школьной программы. Обсудите с ними причины предпочтения того или иного факультативного курса. Поддержите выбор в пользу предметов, которыми ребенок увлекается,-независимо от того, совпадают ли их интересы с вашими. Поставьте под сомнение выбор предметов, которые не потребуют никаких усилий.

Поддерживайте тесный контакт с учителями и будьте защитником своего ребенка. Учителя-специалисты в области обучения, но вы –эксперт в том, что касается вашего ребенка. Беседуйте с учителями о своем ребенке. Интересуйтесь его успехами и делитесь своим мнением об его успеваемости. Не обязательно делать это при личной встрече, можно воспользоваться телефоном. Если вам кажется, что программа или предмет не подходят ребенку, попросите о замене и обоснуйте причину. Пет не очень нравилось, что ее дочь распределили в обычный шестой класс, профильный по английскому языку. Когда она позвонила по этому поводу учителю, ей сказали, что Эрин набрала недостаточное количество баллов в тесте, чтобы попасть в специализированный класс. Пет возразила, что у Эрин была отличная отметка по английскому языку в пятом классе и она успешно справлялась со всеми учебными заданиями. Учитель согласился с доводами Пэт и перевел Эрин на усиленный курс, где она показала хорошие результаты.

Заставьте школьную систему работать на вас.  В этом вопросе большинству родителей хватает здравого смысла, и они знают, как и когда поднимать шум. Сын Пем, Девид, обладал природными способностями к математике и сильно обгонял одноклассников в шестом классе. Проучившись в школе всего неделю, он пожаловался на скуку. Пем сразу же встретилась с его учителем математики и попросила давать Девиду более сложные задания. Учитель хотел подождать пару недель, пока у него не появится возможность оценить способности учеников. Через две недели Пем договорилась о новой встрече, чтобы обсудить его планы. Учитель Девида перевел его в другой класс, где его объединили с тремя другими учениками с такими же способностями в математике. Под руководством учителя они вместе работали над математическими задачами повышенной сложности и компьютерными программами. Девид почувствовал вызов м с удовольствием работал по продвинутым программам в отдельной группе. Тот же подход можно использовать, когда возникают проблемы по отдельному предмету. Не откладывая, договоритесь о встрече, чтобы выяснить с учителем виды на будущее. Предложите, чтобы ваш ребенок тоже участвовал в этой встрече, но, если он откажется, встречайтесь наедине. Выясните, каков план действий учителя, какие ресурсы имеются для разрешения проблемы и что вы можете сделать дома. Договоритесь о том, как вы будете получать регулярную обратную связь, чтобы быть уверенной, что ситуация улучшается.

Поощряйте успехи в учебе и карьере. Это не преждевременно. Вы можете помочь подросткам увидеть связь между тем, чем они сейчас занимаются, и работой, которую они смогут выполнять, когда вырастут. На этой стадии интеллектуального развития подросткам нелегко соединить то, чему они учатся сейчас, с отдаленными последствиями. Спросите их, какая работа может быть для них увлекательной и интересной. Что они должны делать сейчас, чтобы гарантировать получение такой работы, когда повзрослеют? По каким предметам им следует хорошо учиться? Какие внеклассные занятия могут помочь им получить представление о своей способности выполнять определенную работу? Для подростка, желающего стать ветеринарным врачом, есть отличная возможность добровольно поработать в ветеринарной клинике. Участие в работе литературного клуба или школьной стенгазеты идеально подходят для подростков, мечтающих о журналистике. Для подростков, интересующихся детской психологией или преподаванием, есть возможность помогать в центре развития детей или детском саду.

Ожидайте большего. Одно исследование за другим подтверждает, что высокие стандарты родителей оказывают влияние на успеваемость детей в школе. Скажите подросткам, что усердие в выполнении домашнего задания и в учебе будет вознаграждено, и они добьются успеха; высокие оценки, получаемые сейчас, помогут им сделать замечательную карьеру в будущем. Многие школьники не считают, что усердие будет вознаграждено высокими оценками и что неудовлетворительные оценки являются следствием недостаточного усердия в занятиях. Зачет был провален потому, что был слишком трудным; сколько бы они не занимались, им все равно не сдать зачет; или учитель несправедливо ставит оценки.

Лена объяснила матери, что не сдала зачет по истории, потому что не могла сосредоточиться из-за духоты в классе и отвлекающих картинок на стенах. Разве не замечательный пример того, насколько креативно может мыслить подросток под давлением обстоятельств? Но такого рода рассуждения влияют на школьную успеваемость.

Дети, считающие, что прилежание и успехи взаимосвязаны, учатся гораздо лучше тех, кто так не считает. Родителям не стоит тешить себя надеждой, что учителя будут подтягивать детей до высокого уровня вместо них.

Рассмотрим, что происходит с домашними заданиями. В младших и средних классах большинства школ дают мало домашних заданий, которые нельзя было бы сделать, пока дети в школе. Один семиклассник довольно таки скептически заметил: «Мои учителя даже не смотрят, что я им сдаю. Они ставят отметки за то, что мы выполнили домашнее задание,- им не важно как оно выполнено. Один мой одноклассник на прошлой неделе стер и подставил новые слова к старым определениям, а учитель даже не заметил. Вот вам и привет!» Хотя многих детей вполне устраивает системы некоторого пренебрежения, многих других оскорбляют столь заниженные ожидания. Поэтому не играйте со своими детьми на понижение-повышайте ставки и ждите дополнительных усилий.

Хвалите за успехи и не концентрируйте внимание на неудачах. Когда ребенок приносит домой дневник, улучшив оценки по трем предметам, не спешите говорить: «А что по другим предметам?» Если оценка сменилась с три на четыре, не высовывайтесь с благим пожеланием: «Надеюсь в следующим раз увидеть пять!» Обратите внимание на улучшения и на те усилия, которых это стоило.

Не сравнивайте вашего ребенка с его братьями и сестрами или друзьями. Все дети разные, и у каждого есть свои достоинства. Сравнения такого рода не мотивируют подростка. Они только разочаруют его и заставят думать о себе хуже.

Воздержитесь от замечаний и постоянной критики. Если ребенок не может сдать зачет или справиться с домашним заданием, не надо давать ему понять, что он неспособный, турой или ленивый. Это наносит удар по самооценке и отбивает желание брать на себя риск, необходимый, чтобы хорошо учиться. Можно сказать, что-то вроде: «Итак, с этим зачетом получилось не очень. Что ты понял из этого? Какие темы тебе надо было выучить получше? Может в следующий раз стоит готовиться по-другому?»

Итак, подведем промежуточный итог

  • Родители могут включиться и активно участвовать в учебе ребенка в средних классах школы множеством способов:
  • Присутствуйте в школе физически
  • Помогите ребенку с выбором факультативных предметов
  • Поддерживайте тесный контакт с учителями и будьте защитником своего ребенка
  • Заставьте школьную систему работать на вас
  • Поощряйте успехи в учебе и карьере
  • Ожидайте большего
  • Хвалите за успехи и не концентрируйте внимание на неудачах
  • Не сравнивайте вашего ребенка с его братьями и сестрами или друзьями
  • Воздержитесь от замечаний и постоянной критики

А на домашнем фронте…

Поощряйте отношения с друзьями, которые стремятся к хорошим оценкам. Подростки, чьи друзья хорошо учатся, тратят больше времени на выполнение домашних заданий, и имеют высокие стремления к учебе, тоже лучше учатся. Исследования показывают, что подростки, друзья которых плохо учатся и пренебрежительно относятся к занятиям, так же снижают свои показатели в учебе. Информацию о взаимоотношениях подростков можно прочитать, перейдя по ссылке.

При любой возможности поощряйте детей к письму, чтобы улучшить их навыки письменной речи. Можно вести переписку с друзьями со сходными интересами, направлять написанные от руки благодарственные открытки вместо покупных, придумывать и изготавливать собственные приглашения.

Домашние развлечения тоже могут носить обучающий характер. Если ребенок любит игры со словами, играйте с ними в такие игры. Посетите местный музей и найдите экспозиции, связанный с тем, что ребенок изучает в школе,-например если они проходят историю Древнего Египта, посетите выставку, посвященную Древнему Египту. Если ребенок изучает процессы выветривания или способы сохранения окружающей среды, отправляйтесь на природу и обсудите то, что видите.

Обсуждайте в семье текущие события. К сожалению многие дети раннего подросткового возраста не делают этого в школе, поскольку большинству не терпится высказать собственное мнение по поводу горячих новостей, заполонивших СМИ. Такие дискуссии-отличная возможность познакомиться с формирующейся системой ценностей ребенка и выяснить его мнение по спорным вопросам.

Убедитесь, что подростки высыпаются. Когда дети начинают взрослеть, родители делают послабления в комендантском часе. Подростки любят допоздна слушать музыку, смотреть телевизор, болтать по телефону, поэтому в 22 или 23 часа они наверняка будут утверждать: «Я не хочу спать. Я не устал!» Но утром, когда надо вставать и идти в школу, те же самые подростки с трудом могут вытащить себя из постели. И разумеется, они никогда не признаются, что их ночные бдения имеют хоть малейшее отношение к тому, что они «клюют носом» на первом уроке.

Установите зависимость привилегий от успехов в школе, если ваш ребенок не учит уроки, вовремя не сдает задания, не готовится к зачетам. Телевизор, компьютер, разговоры по телефоны и прогулки с друзьями крадут время, которое могло бы быть использовано для учебы-как бы кощунственно это не звучало для среднестатистического 12-летнего подростка. Заключите со своим ребенком договор. Он сможет воспользоваться этими привилегиями после того, как сделает уроки (или того, что должно быть сделано).

Использование родительского влияния в вопросах воспитания способствует повышению успеваемости. Три главных составляющих родительского влияния:

  • Любовь и принятие
  • Поддержка независимости подростка за счет поощрения самовыражения и участия в принятии семейных решений
  • Высокие ожидания в сочетании с разумными ограничениями.

Школьники, имеющие строгих родителей, видят связь между усердными занятиями и успехами в учебе. Они получают более высокие оценки, серьезнее относятся к учебе, больше времени тратят на занятия. Строгость в вопросах воспитания способствует такому взаимодействию, которое позволяет подросткам развивать организованность и ответственность-как раз то, что необходимо им для успешной учебы.

Давайте подведем некоторый итог по раскрытию вопросов взаимоотношений родителей и ребенка в семье:

  • Поощряйте отношения с друзьями, которые стремятся к хорошим оценкам.
  • При любой возможности поощряйте детей к письму, чтобы улучшить их навыки письменной речи
  • Домашние развлечения тоже могут носить обучающий характер
  • Обсуждайте в семье текущие события
  • Убедитесь, что подростки высыпаются
  • Установите зависимость привилегий от успехов в школе
  • Использование родительского влияния в вопросах воспитания способствует повышению успеваемости

школьная успеваемость: советы родителям простыми словами (заключение)

В настоящей статье мы попытались осветить тему помощи родителей своему ребенку в улучшении успеваемости ребенка в школе. Надеемся данная статья вам понравилась, и вы узнали много полезной информации из нее для себя.

2 комментария

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *