как жить в семье с детьми

правила для ребенка в семье: лайфхаки для «своих» в 2021 году

Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему необходимо знать пределы дозволенного.

правила для ребенка в семье: лайфхаки для «своих» в 2021 году

Если вы устанавливаете разумные, но твердые границы для своих детей, вы оберегаете их от потенциально опасных ситуаций, с которыми им еще не по силам справиться в одиночку.

И, делая это, вы даете им понять, что любите их и заботитесь о них. На самом деле подросткам иногда необходимо, чтобы родители говорили им «нет».

Пример.

Двенадцатилетняя Лена была скептически настроена, рассказывая матери, что ее подругу отпустили на рок-концерт. «Не могу поверить, что ее мама позволила ей это сделать!» Говорила она возмущенно. Разумеется, всего за два дня до этого Лена героически сражалась с матерью за то, чтобы та позволила ей именно это.

Подросткам также гораздо легче выйти из ситуации, которые могут привести к проблемам, если они могут, обвинив родителей, сохранить свою репутацию, сказав: «Мама убьет меня, если я приду домой и от меня будет пахнуть сигаретами», чем принять удар на себя и сказать другу: «Нет, я действительно не хочу курить».

Но если есть запрет, дети раннего подросткового возраста найдут способ узнать, как далеко они могут зайти. Некоторые будут торговаться с вами до смерти по мелочам («Пожалуйста, можно я останусь еще на 15 минут?»). Другие будут относиться к этому с презрением и полностью игнорировать запрет («Это несправедливо! Не собираюсь слушать тебя!»). Поэтому вам надо быть готовыми подкрепить свои требования какими-то последствиями. Самое лучшее-воспользоваться тем, что называется естественными последствиями. Этот способ установления границ способствует воспитанию независимости и ответственности.

Когда вы используете естественные последствия, дети учатся тому, что естественно вытекает из их, поведения-а не из того наказания, которое вы накладываете.

Если ты не наденешь плащ во время дождя, ты промокнешь и можешь испортить свою новую блузку (и мама не станет покупать тебе новую взамен). Если ты не будешь есть ужин, потому что тебе не нравится то, что приготовила мама, останешься голодной (и мама не собирается бежать на кухню и готовить тебе что-то другое). Если ты забудешь тетради с домашней работой, то получишь двойку (и мама не собирается бежать сломя голову в школу, чтобы передать тебе тетрадь).

Это примеры естественных последствий, которые наступают в результате поведения вашего ребенка. Когда вы устанавливаете границы и проговариваете естественные последствия, вы позволяете вашему ребенку-подростку сделать выбор. Надет плащ или предпочесть промокнуть. Съесть ужин или ходить голодной. Вы позволяете ребенку принять решение и далее испытать его последствия. Вы больше не являетесь посредником, который слишком строг, склонен к наказаниям или несправедлив. Подростки понимают, что все, что они делают или не делают, -имеет последствия. Они понимают, что оказывают влияние на мир, и происходящее в нем является результатом принятых им решений, нравится им это или нет. Они также понимают, что родители не будут постоянно спасать их от неправильных решений. Иными словами, они учатся брать ответственность на себя.

Если поведение ребенка в итоге может негативно сказаться на его здоровье (например, употребление наркотиков) или если нет естественных последствий, родители могут наложить логически вытекающие из поведения подростка последствия.

Пример

Ваша дочь перебивает вас, когда вы разговариваете по телефону после того, как вы обсудили, что этого нельзя делать, не сокращайте его карманные деньги, но запретите ей разговаривать по телефону до конца дня. Если сын по неосторожности разбил ваш цветочный горшок, не лишайте его возможности смотреть телевизор, но пусть он потратит карманные деньги или время на то, чтобы склеить горшок или купить новый. Если дочь плохо обращается с братом, не кричите на нее и не запрещайте идти в кино, но заставьте ее выполнить одну из домашних обязанностей брата.

Идея понятна? Свяжите последствия с поведением ребенка. Если вам в голову не приходит подходящее последствие, попросите подростка придумать его. Вы будете удивлены, как хорошо у них это получится-и насколько строгими они могут быть к самим себе.

Некоторым родителям трудно позволить своему ребенку испытать последствия своего поведения. Они волнуются, что другие родители посчитают их слишком строгими или наоборот беспечными. Но мы ведь хотим, чтобы наши дети были ответственными, независимыми от давления со стороны сверстников, (статью о влиянии сверстников на подростка можно прочитать перейдя по ссылке)  так как насчет нас самих?  Недавно я был на родительском собрании в средней школе, где учится мой ребенок. Там говорилось об использовании естественных последствий как о способе развивать ответственность у учащихся средних классов. Одна из родительниц подняла руку и начала подробно рассказывать, как она каждое утро будит своего сына в школу. Она не раз и не два заходит в его комнату, бывают дни, когда она вынуждена это делать по четыре или пять раз, стараясь вытащить сына из постели, чтобы он не опоздал на уроки. Естественно, это не помогает. Нередко дело заканчивается тем, что ей приходится отвозить сына в школу на такси, так как он настолько медленно собирается и завтракает и таким образом опаздывает на уроки. Докладчица внесла насколько предложений по использованию естественных последствий, чтобы помочь сыну научиться на примере своего поведения (например, привезти его в школу с опозданием, заставить его пропустить завтрак или оставить его дома на целый день, но продержать в постели). «В такой ситуации я не смогла бы использовать естественные последствия, – сокрушенно ответила мать мальчика. Мой сын просто не сможет встать без меня». Этот ребенок отлично воспитал свою мать, а мама в свою очередь преподала сыну наглядный урок уклонения от ответственности. Другая знакомая мамаша сейчас пожинает плоды этого урока.

Пример

У Светы три сына, которые до сих пор живут с ней. Младшему-14, а старшему-23. По будням Света встает в 5:15, чтобы разбудить старшего на работу, потому, что он не может проснуться по-своему радиобудильнику. «Если я его не разбужу, он опоздает на работу». Она снова ложится спать и встает в 6:30, чтобы разбудить среднего на работу по той же причине. В 7:00 она будит младшего сына в школу. Когда я спросил ее, что произойдет, если накануне она скажет им, что теперь они будут предоставлены самим себе и она не станет их больше будить, женщина посмотрела на меня в полном ужасе: «Я не могу этого сделать. Они не сумеют сами просыпаться». Она улыбнулась: «Поверите ли, мне приходится звонить им, если меня нет в городе, чтобы убедиться, что они проснулись. Я просто не могу положиться на то, что они проснутся самостоятельно».

Вывод:

Такие матери оказывают своим сыновьям медвежью услугу. Эти мальчики лишены возможности понять, что их решения имеют последствия, -необходимый урок для того, чтобы стать ответственными и независимыми молодыми человеками.

Другая родительская проблема с установлением границ состоит в том, что они угрожают ребенку и повторяют одно и тоже, не реализуя последствий.

Пример

Однажды я наблюдал за отцом двух девочек раннего подросткового возраста у бассейна. Сестры брызгали друг в друга в глаза водой, дергали за волосы и становились просто неуправляемыми. «Света прекрати! Оля! Если ты еще раз это сделаешь, вы обе выйдите из бассейна»-кричал отец. Они продолжали, даже не взглянув на него и вскоре отец повторил: «Я же сказал вам. Еще раз и вы отправитесь отсюда». Они посмотрели на него, при этом одна из них хлопала вторую по голове, а та пронзительно визжала. «Хорошо, я не шучу! Прекратите или будете обе сидеть рядом со мной!». Этот отец так и не заставил своих дочерей выйти из бассейна, и они продолжали, пока одна из них не поранилась.

Вывод

Дети очень быстро понимают, когда вы не намерены выполнять то, что говорите. В этом случае ограничения становятся пустыми угрозами и теряют смысл. Это как собака, которая лает, но не кусает.

Итак, подведем черту: мы разобрали два неверных поведения родителей:

  • родителям трудно позволить своему ребенку испытать последствия своего поведения.
  • Родители угрожают ребенку и повторяют одно и тоже, не реализуя последствий.

правила для ребенка в семье: вывод

Установите разумные возрастные ограничения, определите естественные или логические последствия на случай, если ваши дети захотят нарушить запрет или бросить вызов, и каждый раз будьте последовательными и добивайтесь их выполнения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *